Оторваться от земли и воспарить в воздухе человек стремился всегда. И неважно, что крыльями мифы и легенды наделяли лишь Богов. Простые смертные с такими ограничениями смириться не могли. Смельчаки и безумцы всех народов без устали мастерили крылья из перьев и воска, дабы хоть на миг испытать радость полета. В средние века пришел черед более сложных конструкций. В чертежах великого Леонардо да Винчи нашли прообразы аэростата и даже проект, напоминающий современный самолет. Были и другие экспериментаторы, имена которых история не сохранила. Воздушные шары, используемые с давних времен для воздухоплавание, иначе называются аэростатами. В переводе с греческого слово "аэростат"означает "неподвижно стоящий в воздухе". Неуправляемые аэростаты называются монгольфьерами или шальерами именам их изобретателей.
Для исследования высотных слоев атмосферы используются стратостаты. Кроме того существуют управляемые аэростаты - дирижабли
Для исследования высотных слоев атмосферы используются стратостаты. Кроме того существуют управляемые аэростаты - дирижабли
В Перу во время археологической экспедиции ученые нашли рисунок на стене одной из гробниц. На нем был изображен аппарат в виде гигантской четырехгранной пирамиды, которая парила в воздухе, а внизу к ней была привязана корзина, в которой находились люди. Рисунок тщательно измерили и рассчитали примерные размеры изображенного на нем летательного аппарата. После этого построили каркас пирамиды и гондолу, применяя материалы, которые обычно использовали перуанские индейцы для строительства. После того как аппарат обтянули материалом, получилось огромное сооружение, имеющее почти 10 м в высоту и до 30 м у основания. Под пирамидой развели костер, и через некоторое время пирамида поднялась в небо и потянула за собой корзину! Переломным стал XVIII век: летопись воздухоплавания берет отсчет именно с этого периода.
В 1709 году священник из Португалии Лоренцо Гузмао продемонстрировал в присутствии королевской свиты модель воздухоплавательного аппарата, - тонкую яйцеобразную оболочку с подвешенной под ней маленькой жаровней. При одном из испытаний модель поднялась даже в воздух на 4 метра. Несмотря на такое революционное изобретение, лавры первооткрывателя воздухоплавания достались не ему, а сыновьям французского бумажного фабриканта, Этьену и Жозефу Монгольфьерам. Именно они зарегистрировал свой проект во Французской академии наук, и их именем назвали первый официально признанный аэростат. К признанию они шли через ряд экспериментов. Для начала шелковый мешок, наполненный теплым воздухом, они испытали в помещении. И только потом монгольфьер запустили в открытое небо. 5 июля 1783 шар из холста, с отверстием внизу, окантованным железным обручем, заполнили дымом от жаровни: он воспарил на 2000 метров в высоту и пролетел более 2-х километров.
19 сентября 1783 года братья Монглофьер отправили в воздух первых путешественников – барана, петуха и утку. В Версале, на глазах у короля Людовика XVI и его свиты, шар пролетел 4 километра за 10 минут и благополучно приземлился. Вскоре на монгольфьере поднялись ввысь и люди. Правда, испытателями стали не братья: Людовик XVI согласился на кандидатуру заключенных, коим за смелость пообещал даровать свободу. Однако, в случае удачного эксперимента, им бы досталась и слава первых «летающих людей», и потому от тюремных испытателей отказались. В корзину шара диаметром 15 метров и высотой 23 метра, который наполнялся горячим воздухом, рискнули сесть физик Пилатр де Розье и маркиз д'Арланд. 21 ноября 1783 года они пролетели 9 километров за 25 минут и успешно совершили посадку. В мире началась Эра воздухоплавания. Последователи революционного изобретения нашлись в разных странах, и волна полетов прокатилась по всему миру. Вслед за монгольфьерами появились шарльеры, наполняемые не горячим воздухом, а водородом. 1 декабря 1783 года аэростат профессора Шарля, стартовав из парижского парка Тюильри, благополучно преодолел 40 километров. Были еще и розьеры, названные в честь Пилатра де Розье. Они сочетали в себе сферический шарльер и цилиндрический монгольфьер и как и последний, наполнялись горячим воздухом. Изобретатели не только «игрались» с наполнением, формой купола, но и оснащали шары крыльями, хвостами, воздушными винтами и прочими приспособлениями, призванными облегчить управление…
Однако до вседоступности воздухоплаванию было далековато. Позволить себе полетать в плетеной корзине под матерчатым куполом могли лишь представители «голубых кровей»: простолюдинам, ослушавшимся строгих законов, грозила смертная казнь.Вскоре воздухоплавание попало в сферу военных интересов. В апреле 1794 появилась первая воздухоплавательная рота французской армии под командованием физика Кутелля: аэростаты использовались для разведывательных целей.
3 декабря 1870 года было создано Русское общество воздухоплавания. А через пять лет Дмитрий Менделеев на заседании Русского физико-химического общества предложил свой проект аэростата с герметически закрывающейся гондолой для высотных полетов. В 1880 году по его инициативе при Русском техническом обществе был создан воздухоплавательный отдел. Помимо Менделеева, свой интерес к полетам в небе проявили Александр Радищев, Илья Репин, Лев Толстой, Виктор Васнецов и многие другие. А в феврале 1885 года в Петербурге на Волковом поле была организована Кадровая военная команда воздухоплавателей, которая проводила военные учения с использованием аэростатов.
ХХ век максимально демократизировал полеты. В том числе и в Российской империи. Появился специализированный журнал и аэроклуб. В 1910 прошел первый Всероссийский праздник воздухоплавания, в 1924 - Всесоюзные воздухоплавательные состязания.
Существуют свидетельства об использовании воздушных объектов во время Гражданской войны и Второй мировой войны, в частности, аэростатов заграждения при обороне Москвы и Ленинграда, Горького, Саратова, Сталинграда и Севастополя, на Тихоокеанском флоте
В середине ХХ века воздухоплавание вообще приобрела оттенок милитари: работы по усовершенствованию аэростатов заграждения проводились во Франции, Великобритании, Германии, как составной части системы противовоздушной обороны. Были разработаны конструкции, способные поднимать стальные тросы с грузом – таким образом можно было подвешивать боевые снаряды, направленные на самолеты противника.
Не только для изучения верхних слоев атмосферы, но и в разведывательных целях использовались и зонды-стратосферы В послевоенный период полеты вышли на новый уровень во всем мире и приобрели более мирный характер, сосредоточившись на трех основных направлениях: наука, развлечения, спорт.
Бум «доступного воздухоплавания» на Западе датируется началом 1970-х, с появлением новых прочных тканей и изобретением современной газовой горелки. Тогда снизилась не только стоимость аэростата, но и затраты на эксплуатацию, т.к. отпала необходимость в приобретении довольно дорогого, но безопасного гелия или менее дорогого, но довольно опасного водорода.
Американцы Бен Абруццо, Макс Андерсон и Ларри Ньюмен удачно перелетели Атлантический океан. Тихий океан японский воздухоплаватель Аски преодолел в ноябре 1981. В марте 1999 года Бертранд Пиккард и Брайан Джонс совершили первый удачный беспосадочный полет вокруг Земли.
Как круто! Тоже хочется полететь на таком шаре.
ОтветитьУдалить