Родина шахмат – Индия.



     Родина шахмат – Индия. Время возникновения – первые века нашей эры. Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи (тот был в восторге от новой игры) незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зерен, сколько покажет шахматная доска, если на первую клетку положить одно зерно, а потом количество зерен удваивать. Оказалось зерен потребуется 18446744073709551615 (18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 биллиона 709 миллионов 551 тысяча 615). Этого количества не могло быть на всей планете.
Небольшая шахматная доска является необъятным полем для бесчисленных комбинаций. Достаточно сказать, что в самом начале партии игрок имеет 20 вариантов для первого хода; его партнер может ответить 20 ходами на каждый ход, то есть в распоряжении последнего уже 400 вариантов только для первого хода! Из Индии шахматы проникли в страны Ближнего Востока.
     Что касается Европы, то не ее территорию шахматы пришли вместе с воинами – мусульманами, маврами ( как их называли испанцы), когда они завоевали огромную территорию от Индии и Ирана до Испании. Именно в мавританской Испании, первой стране Европы, и появляются шахматы. В 1010г. н.э. они упоминаются в Каталонском завете. Несколько позже шахматы проникли в Германию, а затем к 12 веку, распространились по всей Европе. Персидские купцы завезли шахматы и в Россию – при раскопках древнего Новгорода были обнаружены их фигурки.
Сегодня игра по-прежнему остается очень популярной , более того, они стали одним из видов спорта...С момента появления шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом были едины представители различных направлений христианства. В 1161 году католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своём письме к папе Александру II он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров Бернар в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Французский епископ Аид Сюлли в 1208 году запретил патерам «прикасаться к шахматам и иметь их на дому». Глава реформистского крыла протестантской церкви Ян Гус также был противником шахмат. Под влиянием церковного неприятия запрещали игру в шахматы король польский Казимир II, французский Людовик IX (Святой), английский Эдуард IV. На Руси православная церковь также запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором.
Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в Грузии шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. В Европе в 1393 году Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр.
      К XV - XVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году Руи Лопес издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии - дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта - «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.
Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс Филидор. Он подверг серьёзному пересмотру взгляды предшественников, прежде всего, итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является массированная атака на короля противника всеми наличными средствами и использовавших пешки только как вспомогательный материал. Филидор развил то, что сейчас называется позиционным стилем игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки - душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и проанализировал борьбу за центр. Во многом его идеи легли в основание шахматной теории следующего века. Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой, она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась позже.
Шахматы давно уже стали одним из видов спорта. Но это не мешает миллионам людей играть в шахматы просто так, находя радость в игре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий